Обязанность управляющей организации, закрепленная ч. 11 ст. 162 Жилищного Кодекса, обязывает управляющие организации отчитаться перед собственниками многоквартирного дома об исполнении договора управления за прошедший год.
Собственники – сторона заинтересованная. Чтобы у них не возникало сомнений по поводу трат на обслуживание МКД, отчет должен содержать полную информацию об объемах работ и их стоимости.
О форме и содержании годового отчета, его важности для управляющей организации, рассказывают эксперты компании автоматизации ЖКХ «Мой Дом Онлайн».
Форма отчета и его содержание
Так как единой формы отчета управляющей организации перед собственниками нет, то УО имеет право сформировать его самостоятельно, или совместно со стороной договора, которой может быть, например, Совет МКД.
Отчёт необходимо предоставлять собственникам до 1 апреля, то есть в первом квартале. Но хозяйственный год не всегда совпадает с календарным. УО могла начать управлять МКД, например, 10 мая. Поэтому в договоре управления необходимо прописать, что отчитываться организация будет не в первом квартале, а после окончания хозяйственного года.
Документ должен содержать наименование управляющей организации, номер ее лицензии, юридический или фактический адрес, дату начала и окончания отчетного периода.
Годовой отчет можно разбить на несколько блоков. В первый блок внести общие сведения о МКД: адрес, год постройки, этажность, площадь жилых и нежилых помещений, информация об инженерных коммуникациях, наличии и площади придомовой территории. В общем, обо всем, с чем управляющая организация соприкасается в процессе своей работы.
Во второй, самый важный финансовый блок, рекомендуется внести данные о доходах и расходах управляющей организации на обслуживание МКД. Сюда должны войти все перечисленные собственниками средства за ЖКУ, включая дополнительные взносы, если они были. Обязательно нужен перечень запланированных и произведенных работ и услуг, их сметная и фактическая стоимость, акты приемки-передачи. Если были затрачены средства из резервного фонда, то указать их сумму. Можно поместить информацию о поставщиках коммунальных услуг, нормативах потребления и тарифах на КР.
Для полноты картины в отчете следует дать информацию о жалобах собственников в УО и о том, что было сделано для устранения недостатков. Все это должно быть с указанием дат. Если за отчетный период какое-либо общедомовое имущество было повреждено, то в отчете обязательно должна быть информация о том, в какую сумму вылился его ремонт или восстановление.
В течение хозяйственного года у управляющей организации, возможно, были взыскания, штрафы или какие-то другие санкции со стороны органов жилищного контроля. Их также следует внести в отчет. Как и информацию о судебных исках, в которых УО могла выступать как в качестве истца, так и ответчика.
Это, конечно, примерное содержание годового отчета. Управляющие организации могут дополнять документ и другой информацией. Главное – в договоре управления должно быть оговорено все, что возможно. Даже, детали, которые на первый взгляд кажутся незначительными, могут стать решающими аргументами в пользу УО в случае возникновения каких-либо спорных ситуаций.
Важность годового отчета для управляющей организации
В Жилищном Кодексе есть статья 162, часть1 которой говорит, что если по результатам исполнения договора управления УО фактически израсходовала меньше, чем было предусмотрено, а услуги и работы были реализованы качественно, то разница остается управляющей организации. Даже если с качеством были проблемы, но акты на этот предмет не составлялись, то и в этом случае управляющая организация имеет право оставить сэкономленные средства себе.
Порядок признания работ качественными можно представить и по-другому. Если после размещения годового отчета на ГИС ЖКХ от собственников в течение короткого времени не поступило жалоб, то работы считаются принятыми и сэкономленные средства остаются в управляющей организации. Таким образом получается, что годовой отчет нужен не только собственникам МКД, но и управляющей организации для понимания того, сколько удалось сэкономить. Но тратить эти средства на свое усмотрение УО не может, поэтому в договоре управления МКД важно прописать, на какие нужды УО может тратить сэкономленные деньги. В судебной практике есть случаи, когда при рассмотрении иска жильцов, оказывалось, что управляющая организация за счет сэкономленных денег возмещала долги неплательщиков. Такой подход не устраивал честных собственников, и они разбирались с этим вопросом уже в суде. Не у всех управляющих организаций в договоре управления такое распоряжение сэкономленными средствами было прописано, поэтому суд становился на сторону истцов- собственников.
Предоставление годового отчета
Обязательным является размещение отчета о выполнении договора управления в ГИС ЖКХ, где его могут посмотреть все желающие. Но учитывая, что не все собственники имеют навыки обращения с цифровыми сервисами, то местами размещения документа могут стать, к примеру, лифты и подъезды МКД. Отчет можно разместить в офисе управляющей организации или на ее сайте, если он есть. Некоторым собственникам отчет можно отправить и в письменной форме. Кто-то может предпочесть получить его по электронной почте.
Наказания за непредставление отчета собственникам законом не предусмотрено. Зато за размещением в ГИС ЖКХ следят органы Государственной жилищной инспекции, и если управляющая организация проигнорирует это требование, то рискует получить предписание и штраф.