Почему так важно реставрировать и сохранять аутентичный образ российских городов, рассказывает Летунович Егор, руководитель учебного центра ДАВ-Руссланд - Caparol.
Город — это не просто точка на карте со своей инфраструктурой, отдельными улицами и зданиями. Город — сложный организм, где есть уникальная цветовая палитра, история и эмоциональное наслоение времени, зданий и людей. Проект «Историческая палитра» переосмысливает цветовую идентичность города благодаря окрасу, художественным и архитектурным практикам.
Соединение цвета и формы дает возможность взглянуть на строение, как на художественную композицию, и понять, почему именно этот оттенок вписывался в городскую застройку и ритм жизни того времени. Может быть, в тот период он был в моде, а, возможно, этот цвет окутан какой-то загадочной историей. Например, как терракотово-красный оттенок стен Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Согласно легенде, такой необычный цвет появился благодаря княгини-фаворитки Павла I, он подобрал на балу ее лайковую перчатку именно этого оттенка. По другой версии, такой нетипичный для Санкт-Петербурга окрас здания объясняли традиционным цветом Мальтийского ордена, где император был магистром.
Архитекторы разных эпох вносили в палитру города свое понимание цвета. Благодаря «Исторической палитре» можно посмотреть на отреставрированное здание и увидеть его именно в том цвете, которым его задумал автор много лет назад. Кроме того, история прошлого дает создателям проекта порефлексировать над тем, как цвета современных зданий формируют новую эпоху и отражают тренды общественной и культурной жизни.
Но главная цель проекта — не только возврат к первоначальному облику города, а возможность рассказать про колористическое решение, которое будет работать на стыке современного городского окружения и исторического образа. Сегодня можно наблюдать уникальную архитектурную композицию, как современное городское окружение гармонирует или не гармонирует с историческим цветом зданий, будь то вывеска над рестораном, припаркованные рядом автомобили или проходящие мимо горожане в современной одежде.Таким образом, проект направлен на выявление нового и проявление культурно-исторической ценности города.
Кроме того, проект «Историческая палитра» — прекрасный инструмент для работы с городом, как способ классификации существующих цветов, прогнозирования и составления потенциальной палитры цвета. Такой опыт, определенно, понадобится при планировании новых построек и создания городских пространств.
Уникальность «Исторической палитры» — междисциплинарность. Это не сухой архитектурный и исторический анализ или поверхностный эмоциональный взгляд на город. Это, в первую очередь, культура соучастия, сложная комбинация натурных исследований, с которыми в рамках проекта работает в Нижнем Новгороде художница, архитектор и городской исследователь Катя Рыблова. Ее авторский проект «Цвет твоего города» — способ выявить и переосмыслить цветовую идентичность целого населенного пункта, прожить качественно новый чувственный опыт в среде благодаря цвету и художественным психогеографическим, архитектурным практикам. Экспертом исследуется городское пространство на предмет цвета: как отдельные цветовые решения создают общую палитру города, а также через какие оттенки он общается со своими жителями и гостями.
Коллекции исторических палитр
Коллекции собранные в веера — это архивы, перенесенные на удобные носители для использования архитекторами при выборе цвета фасадов города. Так, взяв архивные цвета, разрабатываются уникальные формулы и максимально точно воспроизводятся. Получившиеся оттенки упакованы в выкрасы на веера. Это нужно для того, чтобы при выборе необходимого цвета, архитектор получал максимальную уверенность в результате. Это также экономит время на на подбор цвета. В случае с готовым веером — выкрасы всегда под рукой и моментальная колеровка продукта в нужный цвет.
Художники изучают вопрос цветового кодирования смыслов, истории, культуры и среды. Например, в Ленинградских и Московских исторических палитрах цвет воспринимается как элемент архитектурной композиции. Эти собрания оттенков, принадлежали к разным эпохам, периодам и локациям городов. Эксперты могут годами собирать коллекции цветов, как например Елена Хмелевская. Художник и архитектор с 1933 по 1968 год собирала Ленинградскую палитру.
Реставрация зданий
Исследования исторических палитр и собранные коллекции позволяют восстановить облик города при помощи современных надежных материалов. Например, при реконструкции исторических фасадов проводится химический анализ сохранившейся штукатурки, как правило, это известковые штукатурки. Поэтому в процессе восстановления важно применять паропроницаемые смеси и краски. Например, как в случае со многими проектами по реновации и реставрации, используются силикатные фасадные краски.
В Нижнем Новгороде такие краски применялись на объектах: Собор Александра Невского, Банк Рукавишникова, Воскресенский кафедральный собор в городе Арзамас. Эти объекты являются частью одного из маршрутов проекта «Цвет твоего города».
Кроме того, проводятся комплексные историко-библиографические исследования, на основании сохранившихся фотографий, чертежей, описаний можно узнать, как выглядел памятник в разные эпохи и каким был его цвет. Осуществляются инженерно-технические изыскания, где с помощью зондажей красочного слоя можно обнаружить остатки ранних красочных слоев. На основании полученных данных архитекторы-реставраторы делают вывод о том, какой цвет придать фасадам и деталям здания при реставрации и отражают это в проектной документации.
Проект реставрации всегда живой, до самого последнего дня работы могут возникать неожиданные открытия, уточняющие концепт. Так, на этапе окраски фасада делается серия выкрасов разными оттенками выбранного цвета для подбора наиболее оптимального из них, сочетающегося с окружением и освещением. Все корректировки вносятся через журнал авторского надзора авторами проекта. «После ввода здания в эксплуатацию, подписания акта о приемке работ. Все дальнейшие работы на объекте возможны только после получения нового разрешения на работы от органа охраны и при наличии согласованного проекта», — рассказывает архитектор-реставратор, Ксения Чижова.
Исторические палитры перспективы проекта
Исследование городских палитр — достаточно новое явление и всё больше художников, дизайнеров, городских исследователей обращаются к этой идее. Судя по высокому интересу к теме и трендам на аутентичность, городские цветовые коллекции будут получать большее развитие как направление. Конечно, все будет зависеть от узнаваемости, эффективности и успешности конкретного проекта. Сейчас «Историческая палитра» реализует свои проекты в Нижнем Новгороде.