Искусственные сооружения (ИССО) подразумевают под собой конструкции, возводимые при пересечении автомобильными дорогами естественных преград и/или в случаях, когда категорийность автомобильной дороги (нормативная документация РФ) не позволяет реализовать пересечение в одном уровне. К числу наиболее сложных ИССО относятся мосты и путепроводы.
В процессе эксплуатации ИССО, а, зачастую, в ходе строительства возникают дефекты, которые требуют своевременного устранения. Перед началом санации необходимо правильно подобрать материалы, которые зависят от направления восстановительных работ. Для этого проводят обследование конструкций с составлением дефектных ведомостей и актов освидетельствования, определяют характер обнаруженных повреждений и дефектов с установлением возможных причин их возникновения. Текущий или капитальный ремонт ИССО из железобетона осуществляется по утвержденному документу (регламент/технологическая карта/ППР), который основывается на данных лабораторного обследования.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ РЕМОНТА ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
В ходе разработки технических решений по устранению дефектов и повреждений ИССО необходимо ориентироваться на современные материалы и технологии. К стандартным требованиям эксплуатационных показателей ремонтных смесей в соответствии с ГОСТ Р 56378-2015 (безусадочность, прочность и адгезия) для мостовых сооружений добавляется ряд параметров по отраслевыми нормативными документами СП 46.13330, ОДМ 218.3.100-2017 (морозостойкость в солях для дорожных бетонов и аэродромных покрытий, марка по водонепроницаемости и т.п.).
В России производятся и успешно применяются ремонтные составы на цементной основе серий Mapegrout, Mapefill и АРБ-10, которые соответствуют перечисленным требованиям и включены в «Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения» ФАУ РОСДОРНИИ.
Благодаря высокой прочности в промежуточном и проектном возрасте, безусадочности и требуемой адгезии к основанию, материалы линейки Mapegrout и АРБ обеспечивают выполнение ремонтных работ с минимальным перерывом в эксплуатации сооружений. Ремонт несущих конструкций, подверженных воздействию вибрационных, динамических нагрузок производится без дополнительного армирования. Комплекс физико-механических свойств материалов Mapegrout и АРБ позволяет широко применять их для ремонта конструкций транспортного назначения в сложных условиях, в том числе с учетом незначительных перерывов в движении автотранспорта.
В серии материалов Mapegrout появились продукты, которые учитывают климатические особенности России, связанные с частыми переходами через 0°С в осенне-весенний период: Mapegrout SV-R Fiber – безусадочная сверхбыстротвердеющая растворная смесь наливного типа для ремонта бетонных и железобетонных конструкций при температуре окружающего воздуха не ниже –5°C.
Для периода постоянных положительных температур от +15°С до +35°С (летний период), а также для южных регионов России рекомендуется применять Mapegrout SV-N Fiber: сверхбыстротвердеющая растворная смесь наливного типа, c компенсированной усадкой с полимерной фиброй (толщина нанесения Mapegrout SV-N/SV-R составляет от 10 до 50 мм).
Для защиты арматурных стержней целесообразно использовать однокомпонентный антикоррозионный цементный состав Mapefer 1K, который, кроме антикоррозионного действия, устойчив к воздействию соляных туманов (в соответствии с EN 15183), агрессивных атмосферных газов, а также водонепроницаем.
Для защиты опор, пролетных строений мостов и путепроводов от атмосферных осадков и химически воздействий, а также гидроизоляции несущих элементов успешно используются составы серии Mapelastic. Это двухкомпонентные цементно-полимерные составы, главным достоинством которых является способность сохранять трещиностойкость при отрицательных температурах.
Ремонтные материалы, упомянутые в данной статье, соответствуют ГОСТам.
Продукция MAPEI серий Mapegrout, Mapefer, Mapefill и АРБ прошла освидетельствование и имеет рекомендации АО ЦНИИС по применению для ремонта и защиты бетонных и ж/б конструкций транспортных сооружений.
Материалы серий Mapegrout, Mapefer, Mapefill, АРБ, Planitop, Stabilcem, Monofinish, Mapefinish, Eporip, Epojet также успешно прошли испытания в научно-исследовательском институте мостов и дефектоскопии (АО «НИИ Мостов») и были рекомендованы для ремонта бетона эксплуатируемых бетонных и железобетонных конструкций искусственных сооружений.
Ведущим научно-исследовательским институтом железобетона (НИИЖБ им. А.А. Гвоздева) было подтверждено, что ремонтный состав Mapegrout Thixotropic является сульфатостойким в коррозионной водной среде с повышенной концентрацией сульфат ионов в соответствии с ГОСТ Р 56687- 2015 «Метод определения сульфатостойкости бетона».