В середине июня 2021 года лифтовую общественность всколыхнуло известие о смене власти на старейшем московском предприятии – Карачаровском механическом заводе. В сети начали появляться сообщения о рейдерском захвате, фотографии людей с автоматами и в масках. Мы постарались разобраться в происходящем и публикуем то, что увидели на заводе своими глазами.
Прежде всего мы увидели новые лица в руководящем составе. Собственник, он же владелец более 95,7% акций предприятия, – Александр Михайлович Дзиов. Генеральный директор – Марат Энвербекович Тохтиев. Коммерческий директор – Леонид Федорович Куталиди.
– Александр Михайлович, на открытых ресурсах несколько раз были упоминания про рейдерский захват власти на КМЗ, как Вы это прокомментируете?
А.Д.: Разумеется, никакого рейдерского захвата не было. Предыдущие собственники завода продали мне принадлежавшие им 95,7% акций компании. Моим первым управленческим решением было убрать нанятых сотрудников старой администрации, из-за вредительской деятельности которых завод с 70-летней историей сегодня оказался на грани банкротства.
– Информация о том, что против КМЗ открыта процедура банкротства, общедоступна в Интернете и основывается на данных судебных заседаний. Нас, как и многих на строительном рынке, интересуют Ваши планы по заводу в связи с финансовым состоянием компании – ждете ли признания КМЗ банкротом?
А.Д.: Для меня КМЗ – это мощная производственная площадка, которая потенциально может приносить хорошую прибыль. По
этому банкротить завод совсем не в моих интересах. Наоборот, я привел сильную управленческую команду, антикризисных специалистов, активно участвую в привлечении партнеров и заказчиков. Конечно, на данном этапе это значительные личные инвестиции, но у нас хороший бизнес-план и, главное, мы готовы и хотим работать.
– Большой резонанс вызвало сообщение о поставке 100 бесплатных лифтов в Осетию с предбанкротного завода. Вы прокомментировали, что это был личный дар.
А.Д.: Да, этот заказ финансировался мной из личных средств. Администрацией Осетии была проведена большая работа по выбору объектов, требующих срочной замены старого лифтового оборудования: жилищный фонд, больницы. Я видел репортаж, который сделали на ГТРК Алания и в очередной раз убедился, что поступил правильно: ситуация с лифтами была достаточно проблемной. Конечно, Осетия не единственный такой регион, но решить пусть и локальную, но социально значимую проблему – уже не плохо.
– Предыдущие управленцы продолжают попытки вернуться на завод? А.Д.: Периодически мы получаем о них информацию. Например, недавно они начали обманывать миноритарных акционеров (напомним, их суммарная доля – менее 5% – прим. ред.). Представляясь официальными партнерами завода, они обманным путем получают доверенности и фабрикуют мелкие неправомерные иски. Надо понимать, что миноритарные акционеры – это люди преклонного возраста, бывшие сотрудники, которые долго работали на заводе и получили акции в период приватизации. Но мы встречаемся с людьми, приглашаем их на завод, они видят, что происходит на самом деле, и больше не поддаются на провокации.
– В других интервью Вы упоминали про заявление о возбуждении уголовного дела против бывшего директора С.В. Заики и его команды – есть ли изменения?
А.Д.: Да, мы получили сообщение, что правоохранительные органы возбудили уголовное дело по статье УК 159 пункт 4 – «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Наблюдаем за продолжением.
– Как на данный момент Вы можете охарактеризовать ситуацию на заводе?
А.Д.: Завод живет. Производство наращивает мощности, идет стабильный прирост заказов, мы уже делаем максимальные месячные показатели за 2021 год. Помогает, что меня и мои компании позитивно воспринимают в государственных структурах, на рынке коммерческой недвижимости. В Минпромторге КМЗ вернули место в Комитете по лифтовой отрасли, и теперь руководитель технического направления Михаил Анатольевич Цимбаревич присутствует на еженедельных заседаниях министерства. Постепенно мы возвращаем заводу честное имя и достойное место в строительной сфере. Мы всегда открыты к диалогу с партнерами, заходим с главного входа и общаемся с первыми лицами. Я уверен в нашем успехе.
– Ранее Вы говорили, что помимо КМЗ Вам принадлежат еще два лифтостроительных завода – Сиблифт и СЛЗ.
А.Д.: Да, одновременно с КМЗ в мою собственность перешли Серпуховской лифтостроительный завод и Сиблифт. Ситуация на них аналогична той, что и на КМЗ, но в меньшем масштабе. Мне комфортна лифтостроительная отрасль, а Карачаровский механический завод – это легенда. Теперь легенда возвращается, но уже не одна.
– Марат Энвербекович, какие шаги предпринимает Ваша команда для решения текущих антикризисных задач?
М.Т.: У нас достаточно амбициозные планы развития всех трех предприятий – КМЗ, Сиблифт и СЛЗ. Теперь они функционируют не как отдельные компании, а в рамках единой экосистемы. Абсурдно, но ранее КМЗ и Сиблифт соперничали в аукционах и перебивали заказы за счет снижения цены и, соответственно, прибыли. Теперь мы диверсифицируем производство, распределяем заказы, учитываем специфику и возможности каждого завода. Началась большая работа по обновлению оборудования на всех трех предприятиях, улучшению условий труда рабочих в цехах, модернизации территории и внешнего вида КМЗ. Мы заново выстраиваем и автоматизируем все бизнес-процессы, оптимизируем расходы и работаем над увеличением продаж.
М.Т.: Как говорит Александр Михайлович, «нет проблем, есть ситуации». И на данный момент таких «ситуаций» на заводах, особенно на КМЗ, очень много. Усилиями прошлой администрации у КМЗ были испорчены отношения почти со всеми фондами капитального ремонта, с администрациями регионов, с коммерческими заказчиками. Долги по выполненным заказам не собирались несколько лет, и теперь большая часть неполученных оплат безвозвратно утеряна в связи с банкротством и ликвидацией компаний-заказчиков. Опять же за эти годы накопился пул крупных и мелких исков против завода из-за нежелания администрации Заики решать вопросы в досудебном порядке. Сегментируем наши «ситуации», привлекаем профессиональных сотрудников и решаем все в рабочем режиме.
– Что Вы скажете о качестве выпускаемой продукции?
М.Т.: На данный момент готовые лифты выпускаются на КМЗ и Сиблифте, СЛЗ производит только узлы. Однозначно, это качественная продукция благодаря профессионализму и опыту сотрудников производственного блока. В серийное производство внедряются новые инженерно-конструкторские разработки: сенсорная панель приказов, вызов лифта по wifi и Bluetooth. Сейчас у нас представлены решения для всех сегментов рынка: эконом, бизнес-класс, премиум. Возможны любые эксклюзивные отделки вплоть до нанесения чистого золота на двери. Готовится в серию новый лифт, который уже получил положительную оценку экспертов за красивый современный дизайн кабины, высокотехнологичные характеристики и оптимальную стоимость. Это действительно интересный вариант для коммерческого сектора: не такой простой, как наши классические модели, и не такой дорогой, как эксклюзивный Альтиус. Идеальное соотношение цены и дизайна. Качество у нас всегда на самом высоком уровне.
– Как Вы охарактеризуете обстановку на заводе? Как воспринимают административные и производственные сотрудники перемены и планы компании?
М.Т.: Обстановка на заводе позитивная. Мы индексировали рабочим зарплаты – это не делалось последние несколько лет. Параллельно росту производства набираем новый персонал, высококвалифицированных специалистов. В цехах прекратились слухи о возможном возвращении прошлой администрации, люди видят нашу работу и положительно ее воспринимают. Мы провели празднование Дня строителя с премированием сотрудников за достижения и выслугу более 10 лет. С нами остались те, кто действительно хочет работать, и мы это ценим.
– Какова стратегия компании по работе в регионах? Будут ли разделены сферы влияния между заводами?
М.Т.: За последние несколько лет прошлой администрацией была вредительски уничтожена вся филиальная сеть КМЗ из 25 региональных представительств. Она создавалась долго и с большими инвестициями, но ликвидирована была почти в одночасье. Поэтому в ряде регионов мы потеряли лидирующие позиции, а в некоторых почти совсем не продаем. Развивать регионы – одна из наших стратегических задач.
Л.К.: Мы не планируем устраивать конкуренцию между заводами. На данный момент Сиблифт имеет продукцию, которая востребована в регионе, и наработанные партнерские связи.
– Леонид Федорович, как обстоят дела в коммерческом блоке?
Л.К.: На текущий момент ситуация в коммерции отражает общее состояние дел на заводах. Восстанавливаем и настраиваем новые связи с администрацией регионов, застройщиками, монтажными организациями. В нашем блоке работает много профессионалов, которые качественно и быстро обрабатывают запросы от заказчиков любой сложности.
– Как Вы видите стратегию развития продаж?
Л.К.: Стратегия развития продаж является логическим продолжением нашей стратегии развития компании. Мы и дальше создаем новую продукцию согласно запросам рынка, улучшаем цепочку взаимодействия с заказчиком, развиваем сервисный центр. Работы много, но мы ее не боимся.
– Спасибо за интервью и успеха в бизнесе!
Интервью взял Юрий Измайлов