Отрасль жилищно-коммунального хозяйства всегда была одной из самых сложных в экономике, но именно от нее зависит уровень жизни жителей страны. Забота о благополучии населения в современных реалиях потребовала реформирования сферы ЖКХ. Возможно, темпы трансформации не так высоки, но они уже ощутимы. О некоторых положительных изменениях в жилищно-коммунальном хозяйстве России, рассказывают эксперты компании – разработчика мобильного приложения Мой Дом Онлайн.
Активизация гражданского общества
Вопросы, связанные с развитием жилищно-коммунального хозяйства, касаются каждого человека. В ходе приватизации 90-х собственниками жилья стало 80% населения России, но даже став совладельцами дома, граждане продолжали считать, что управление многоквартирным домом – это обязанность органов власти. До начала 2000-х правительство РФ предпринимало попытки реформировать сферу ЖКХ, но особых успехов не достигло. Для населения изменения проходили, практически, незамеченными. В 2005 году, был принят новый Жилищный кодекс, и в нем уже прямо говорилось о личной заинтересованности граждан в содержании МКД. В этом же году, для привлечения бизнеса в отрасль, был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Появились управляющие компании, и собственники уже вступали с ними в коммерческие отношения, когда приходилось за обслуживание дома платить не символические суммы, как в советское время, а довольно ощутимые.
И вот уже собственники за свои кровные требуют от управляющих компаний достойного обслуживания домов. Их теперь интересует все: формирование тарифов, благоустройство подъездов, обустройство дворов, освещение придомовой территории и все, что связано с комфортным проживанием. Это было зарождение гражданского общества на уровне многоквартирного дома. За прошедшие десятилетия ответственность собственников за свое жилье выросла, и теперь они, объединяясь в товарищества, могут управлять им самостоятельно.
Создание ТСЖ
Товарищества собственников жилья стали альтернативой управляющим компаниям. Собственники получили самостоятельность, и могут коллективно решать вопросы управления и обслуживания МКД, контролировать движение средств. Оказалось, что во многих домах есть активные и инициативные люди, готовые сделать свою и соседей жизнь комфортней. В новой стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства страны до 2035 года, разработанной Минстроем России, предлагается создавать товарищества собственников жилья в каждом многоквартирном доме. При этом ТСЖ могут управлять домом как самостоятельно, так и нанимать для этого управляющие компании. Такая система, кстати, довольно успешно работает в соседнем Казахстане.
Цифровизация ЖКХ
Общий тренд на цифровизацию всех отраслей экономики страны не мог не затронуть и сферу ЖКХ. Применение информационных технологий способно обеспечить высокую безопасность и слаженную работу всех служб, сократить издержки. Не в последнюю очередь в использовании цифровых технологий в ЖКХ заинтересованы все типы управляющих (ТСЖ, УК, ТСН) и ресурсоснабжающих организаций, работающих с населением. Создание ГИС ЖКХ – еще одно подтверждение того, что государство заинтересовано в систематизации работы жилищно-коммунального хозяйства и его прозрачности, в том числе, и для граждан. В системе можно найти всю информацию о коммунальных услугах, проведенных работах, системах коммуникации, жилищном фонде. Поставщики услуг должны заносить в ГИС ЖКХ отчеты о своей работе, данные о тарифах на оплату жилья, списки должников по коммунальным услугам и т.д. Жильцы могут получать информацию о плановых отключениях воды или электроэнергии, проверять тарифы, жаловаться на качество услуг и пр. Введение информационных технологий облегчает взаимодействие всех сторон.
Рынок услуг в этой сфере растет. Вслед за крупными игроками, такими как Сбербанк, ВТБ, внедрившими цифровые сервисы достаточно давно, идут остальные. Появляются мобильные приложения, посредством которых, практически, все проблемы, связанные с обслуживанием жилого фонда, собственник может решить несколькими кликами в смартфоне. Постепенно уходят в прошлое бумажные квитанции, очереди на оплату счетов в офисах, телефонные звонки в УК. И этот процесс остановить уже невозможно.
Установка умных счетчиков
Еще один свершившийся факт – с 2003 года начинается окончательный уход старых счетчиков электроэнергии. С этого времени будут устанавливаться только умные приборы. Гражданам больше не придется заполнять квитанции или передавать показания счетчика. Умные приборы не только освобождают жильцов от рутины, но выполняют и другие функции: фиксируют скачки напряжения, могут отключать должникам электроэнергию и подключать, если долг оплачен. Пользователи смогут дистанционно даже поменять тариф.
Применение энергосберегающих решений
Непрекращающийся рост тарифов на коммунальные услуги заставляет людей думать об экономии ресурсов. Самыми дорогими в многоквартирных домах являются тепло и горячая вода. Но и потери этих ресурсов по пути от котельной до дома – самые большие. Оплачивает их, естественно, потребитель. В силу особенностей инженерной системы теплосетей – они всегда были «тонким» местом любого многоквартирного дома. Но в последнее время над улучшением ситуации активно работают специализированные организации. Конечно, сложно модернизировать систему в старых домах с вертикальной разводкой, но в новостройках уже предписано применять горизонтальную поэтажную. Она позволит внедрить современные методы распределения и учета тепла. Жильцы будут получать тепло без потерь, и оплачивать ровно то, что получили.
Прогресс в жилищно-коммунальном хозяйстве, безусловно, есть. Российское правительство «держит руку на пульсе» отрасли. В настоящее время разрабатываются программы комплексного подхода к модернизации ЖКХ, которые загрузят и смежные отрасли. Жители и бизнес в результате.