Главная/Последние новости/Союзы и объединения/ЛЕОНИД ХВОИНСКИЙ: Я всегда стремился учиться, осваивать новые направления работы

ЛЕОНИД ХВОИНСКИЙ: Я всегда стремился учиться, осваивать новые направления работы

← Предыдущая Следующая →

Генеральному директору саморегулируемой организации «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леониду Хвоинскому исполнилось 65 лет. Накануне события редакция журнала задала известному юбиляру несколько вопросов. И первый – о пути в профессию.

-Леонид Адамович, юбилейные даты  в жизни каждого человека это определенный этап для осмысления прошлого.  Расскажите о себе. Как Вы пришли в дорожную отрасль?

-По семейной традиции. Мой отец - заслуженный дорожник Казахстана.  Вернувшись в 1945 году с фронта, он всю трудовую жизнь посвятил строительству и эксплуатации дорог. Такую же профессию выбрал мой старший брат, поступивший в Сибирский автомобильно-дорожный институт в Омске. А вслед за ним и я стал дорожником, ведь это одна из немногих специальностей, где легко можно увидеть результаты своего труда. Позже, когда я после института работал мастером, прорабом, главным инженером, а потом 13 лет начальником Новоалтайского ДСУ-7, я убедился, что представители трудовых династий лучше осваивают профессию, пользуясь опытом своих близких. Они становятся не только хорошими профессионалами, но и патриотами своего предприятия, своей отрасли.

-Что наиболее запомнилось, и что было самым важным в первые десятилетия вашей работы в дорожной отрасли?

- Самым важным был интерес к работе. Желание находить оптимальные решения возникающих проблем. По этой причине я предлагал и внедрял в практику свои изобретения и рационализаторские предложения, позволяющие снижать расход стройматериалов и сокращать сроки строительства. Первой автодорогой, на которой я участвовал в большом строительстве, стала дорога «Новосибирск – Бийск – Ташанта» на участке от Барнаула до Бийска. Там я на практике научился понимать смысл и тонкости дорожного строительства. Потом были другие стройки дорог, мостов и даже реконструкция аэропорта города Барнаула.

Какой бы не была работа, я всегда стремился учиться, осваивать новые направления работы. Поэтому я окончил Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ. Чуть позже защитил кандидатскую диссертацию. До сих пор я с интересом слежу за развитием дорожной науки и техники, за появлением новых материалов и технологий, стараюсь всеми доступными способами распространять передовые методы работы.

Считаю, что стремление к новому и накопленные на тот период знания помогли мне стать руководителем Государственного унитарного предприятия Алтайского края по управлению дорожным хозяйством, проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог «Алтайавтодор». Работа была интересной. Протяженность сети дорог тогда составляла более 17 тысяч километров,  их ремонтом и эксплуатацией занимались 72 дорожных организации, в которых трудилось свыше десяти тысяч  дорожников. 

Много было интересных и важных строительных объектов. Наиболее памятной для меня и  довольно заметным и значимым для всей России и отраслевого сообщества событием, стало  строительство автомобильной магистрали «Алтай – Кузбасс», построенной в 1999 – 2000 годах. Для ее строительства использовали земляное полотно недостроенной железной дороги. Это была очень необычная стройка. В ходе работы убирали рельсы, столбы контактной сети, переделывали насыпи, трубы, реконструировали железнодорожные мосты, применяя различные технологии объединения балок пролетных строений.  Работали в сезон круглые сутки вахтовым методом.  В сутки укладывали до 2 километров покрытия. Использовали местные материалы, укрепляли грунты отходами коксохимического производства, внедряли новую высокопроизводительную технику. В результате дорогу, протяженностью более 230 километров, построили менее чем за два года. Причем почти 140 километров проходит в сложных грунтовых и ландшафтных условиях Алтайского края.

-Несмотря на увлеченность профессией, Вы попробовали себя в политике. Вас избрали депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 созыва. Каким был этот этап Вашей жизни?

-Насыщенным, как и все остальные. Я работал в Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Был заместителем председателя экспертного совета по вопросам дорожного хозяйства и строительства автомобильных дорог, а также входил в состав экспертного совета по жилищному законодательству и реформе жилищно-коммунального хозяйства. Мы включались в отстаивание дорожных фондов, в разработку Закона о дорогах и другие законодательные вопросы, делая все возможное для улучшения деятельности дорожной отрасли. Так что профессиональные вопросы и тогда составляли главный интерес в моей жизни.

-Система саморегулирования, в которой Вы работаете с  первых дней ее создания, соответствует Вашей профессиональной подготовке и опыту? Почему случилось так, что прошло больше десяти лет, 
 а реформа СРО продолжается, дополняясь новыми элементами?

- Саморегулирование в строительстве было новым делом для России. В то время требовалась альтернатива изжившей себя системе лицензирования и громоздкому аппарату контроля предприятий через многочисленные государственные структуры, от инстанций общего порядка до профильных министерств и ведомств. В принципе, идея сократить до минимума вмешательство государства в сферу отношений заказчика и исполнителя и повысить эффективность функционирования рынка лежала в основе создания института СРО во многих странах мира. Еще в бытность депутатом я изучал этот вопрос, участвуя в обсуждении закона «О саморегулируемых организациях».

Например, в США аналогичные общественные объединения играют большую роль, формируя рейтинги строительных организаций, которые обязательно учитываются при распределении государственных подрядов. В Японии с одобрения государства образованы защитные механизмы саморегулирования, заключающиеся в защите подрядного рынка, на котором работают члены данной ассоциации, от сторонних компаний. Там СРО участвуют в ценообразовании, осуществляя вместе с госструктурами работу консультативных групп.

В Российской Федерации в основе внедрения института саморегулирования в первую очередь было освобождение государства от ряда избыточных функций, прежде всего в регламентировании отдельных видов деятельности, ранее отнесенных к лицензированию. Регулирование данных вопросов легло на самих участников строительного процесса, которые, объединившись в СРО, несут коллективную ответственность за качество и безопасность выполняемых работ.

За прошедшие годы несколько раз вносились изменения в систему саморегулирования, но неизменным оставалось одно: под саморегулированием понимается «самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».

При создании нашей саморегулируемой организации мы опирались на предприятия дорожно-транспортного строительства и работали в целях обеспечения их деятельности. Так, СРО «СОЗДОРСТРОЙ» успешно занималось разработкой стандартов на производство дорожно-строительных работ, видеоприложений к стандартам, участвовало в разработке профессиональных стандартов. Представители саморегулируемой организации входили и продолжают работать в составе экспертных и научно-технических советов, общественных советов, рабочих групп, комиссий при комитетах Государственной Думы, министерствах и ведомствах, государственных кампаниях, общественных организациях. Мы участвуем в обсуждении законодательных и технических нормативных актов и вносим в их проекты соответствующие предложения.

Сплоченность в рамках дорожно-транспортного строительства позволила эффективно выполнять и другие задачи, касающиеся саморегулирования. Мы одними из первых стали операторами Национального реестра специалистов, создали Центр оценки квалификаций (ЦОК). После подписания 30 декабря 2021 года Президентом РФ Федерального закона № 447-ФЗ «О совершенствовании системы саморегулирования в строительстве», работа в этом направлении  приобретает особо важное значение для обеспечения качества и безопасности строительства.

- Леонид Адамович, что, по вашему мнению, еще необходимо законодательно урегулировать, чтобы строительная и дорожная отрасли работали эффективно?

- Одна из основных проблем касается вопросов финансирования и ценообразования  в строительстве. К сожалению, сейчас сметы на конкретный объект составляются, проходят экспертизу и утверждаются в настоящем времени, а работы по строительству продолжаются в течение нескольких лет. За это время стоимость всех стройматериалов и рабочей силы значительно возрастает и даже действующая индексация не спасает от потерь. Поэтому совсем не редкость, когда на объявленные заказчиком торги не находится претендентов. Хуже может быть только выход на торги организации, которая соглашается на заведомо заниженную цену, за которую практически невозможно произвести строительно-монтажные работы без нарушения технологии производства работ и, следовательно, без снижения качества производимых работ.

Строительной отрасли необходим переход на ресурсную систему ценообразования, которая будет основана на реальной стоимости составляющих строительства и станет учитывать реальные расходы подрядчиков. Эту точку зрения СОЮЗДОРСТРОЙ отстаивает, участвуя в рабочих группах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, обращается с предложениями по внесению соответствующих изменений в действующие и разрабатываемые документы. Очень важно, что эту работу поддерживает Ассоциация «Национальное объединение строителей», которая  объединяет и консолидирует усилия всех саморегулируемых организаций, представляя и отстаивая интересы подрядных предприятий России.

-Многие годы Вы связаны с дорожной отраслью. Скажите, что должно быть сделано, чтобы дороги стали безопасными и не так часто шли на них  ремонтные работы?

- Если брать в расчет технологии строительства новых автодорог, то при их сооружении надо использовать цементобетонные покрытия со сроками службы 30 и более лет. В целях безопасности следует разделять транспортные потоки барьерным ограждением. В обустройстве дороги важно использовать высококачественные материалы, в том числе и композитные.  Технические средства организации дорожного движения должны базироваться на основе современных достижений науки и техники. Свои особенности есть в организации ремонта и капитального ремонта существующих дорожных покрытий. Следует шире применять технологии холодного, горячего ресайклинга и термопрофилирования дорожных покрытий и другие методы работы. СОЮЗДОРСТРОЙ ежегодно проводит не менее двух научно-практических конференций и семинаров, на которых мы подробно говорим о всех современных технологиях и материалах для дорожно-транспортного строительства. К участию в таких мероприятиях привлекается до 600 человек из России и зарубежных стран. И каждый год число желающих участвовать увеличивается. Приятно видеть, что наши усилия по распространению передовых, инновационных методов работы пользуются спросом у коллег.

-Спасибо, Леонид Адамович! От имени журнала и от наших читателей поздравляю Вас с юбилеем. Крепкого Вам здоровья, семейных радостей и успехов в делах. Желаю дальнейшей плодотворной и многолетней работы на благо строительной отрасли Российской Федерации.

Теги: саморегулирование
Следите за нами
О компании
Всероссийский отраслевой журнал «Строительная Орбита» - один из лидеров российской отраслевой прессы, выходит с 2003 года, является официальным изданием  Российского Союза строителей.
Посредством журнала распространяется положительный опыт  РСС,  региональных союзов и компаний и организаций-членов Союза строителей.
129337, г. Москва, НИУ МГСУ, ул. Ярославское ш., д.26 Б стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена