Чуйскому тракту – 100 лет

← Предыдущая Следующая →

26 мая 1922 года постановлением Центрального исполнительного комитета РСФСР автомобильная дорога Чуйский тракт получила государственный статус. Спустя сто лет дорожники России отметили эту дату проведением на Алтае серии мероприятий, включающих в себя коллегию Федерального дорожного агентства (Росавтодор), прием в эксплуатацию новых участков знаменитой дороги и рабочие встречи с администрацией Республики Алтай и Алтайского края, с ветеранами дорожной отрасли и с коллективом ФКУ Упрдор «Алтай». С просьбой рассказать об истории Чуйского тракта редакция журнала обратилась к генеральному директору СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леониду Хвоинскому, имеющему непосредственное отношение к развитию дороги.

 «Есть на Алтае тракт Чуйский – красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам»,- так поэтично охарактеризовал Василий Шукшин эту овеянную легендами магистраль. С ней прочно связаны имена десятков знаменитых людей, выросших на Алтае, или побывавших однажды, но сохранивших в своем сердце восхищенные воспоминания о богатой природе с переправами через стремительные горные реки, с потрясающей красотой горных перевалов, с таинственными «буграми» - древними захоронениями.

Дорожники особое место в этом списке отводят своему коллеге, руководителю первой профессиональной изыскательской партии Вячеславу Шишкову. В память о тех временах остались великолепно выполненные, завизированные самим Шишковым чертежи, которые хранятся в музее автомобильных дорог Алтайского края, открытом в 2002 году по инициативе ГУП «Алтайавтодор».

Первые туманные сведения о зарождении Чуйского тракта, основанные на археологических раскопках и косвенной информации от историков, относятся к средним векам, в которые будто бы уже существовала вьючная военная тропа. Есть также предположения о том, что первыми путешественниками здесь были паломники из Монголии и Китая, пробиравшееся к загадочной горе Белухе и к истокам Катуни для выполнения религиозных обрядов. Но реальное развитие дорога получила благодаря торговле.

Формальной датой начала государственного освоения Чуйского тракта стал 1756 год, когда в результате добровольного вхождения южных алтайцев в состав Российской империи торговые отношения стали принимать регулярный характер. Тогда же появились первые лабазы русских купцов на реке Чуе, в месте, которое местные жители называли Кош-Агач (Два дерева). Среди первопроходцев был купец из Бийска Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. В 1864 г. в Кош-Агаче было уже 10 избушек-складов, стали появляться жилые дома. Сам Чуйский торговый путь тогда представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом, а товары перевозились вьючным способом.

Вопрос о необходимости прокладывания удобной дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х гг. В течение последующих тридцати лет рассматривалось несколько проектов строительства дороги. По максимальной смете предполагалось не только соорудить дорогу для гужевого транспорта, но и построить шестнадцать постоялых дворов для отдыха и смены лошадей. Проекты того времени остались на бумаге из-за отсутствия средств. Существовавший до Кош-Агача проезд, сильно осложнялся в межсезонье, серьезным препятствием были реки и перевалы.

В 1900 году по непосредственному ходатайству князя Вяземского в Горный Алтай направляются Барнаульский исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. И. И. Биль проводит расчёты дороги шириною в 3,5 метра, а на бомах - в 2,5 метра. Он впервые намечает паромные переправы через Катунь: у с. Иня, Малого Яломана и у бома (узкого, трудного прохода по ущелью) Кор-Кечу. Основные работы проводились с 5 мая до 1 октября 1901 года, а на отдельных участках они продолжались до середины 1903 года. Строительство выполнялось силами крестьян близлежащих сел и солдат. Местное коренное население отбывало дорожную повинность. Исполнителем работ был купец А. С. Смирнов (с. Алтайское), хорошо знавший местные условия. Чуйский колесный путь проходил в направлении «Бийск - Верх-Катунск-Белокуриха - Алтайск - Черга -Шебалино-Онгудай - Иня- Кош-Агач». Местами он был настолько узок, что двум телегам было не разъехаться. Содержание и мелкий ремонт участков Чуйской дороги, распределённых между сёлами, в виде трудовой повинности возложили на коренное население. Из-за того, что не было специальных служб для ремонта и контроля за содержанием тракта, а также были неудачно выбраны места его проведения, дорога быстро обветшала.

Следующая, уже автомобильная страничка Чуйского тракта вписана в историю изыскательской партией под руководством В. Шишкова в 1913-1914 годах. Изыскатели за два года выполнили большой объем работ и представили три варианта проложения трассы. Но  реально реконструкция Чуйского тракта началась лишь в 1922 г, когда после встречи Председателя Совнаркома СССР Владимира Ленина и монгольского маршала Чойбалсана дорога получила статус государственной.

В 30-е годы вдоль всего тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга появились «командировки» – охраняемые бараки, рассчитанные на 300-400 заключенных исправительно-трудовых лагерей. Работа велась ударными темпами. Чуйский тракт стал крупнейшей дорожной стройкой Сибири. Несмотря на преимущественно ручной труд, при строительстве применялась также передовая по тем временам техника и технологии, внедрялись уникальные изобретения.

Так, в 1934 г. был сооружен крупнейший в СССР наплавной понтонный мост.

А в 1936 году построен спроектированный инженером Сергеем Цаплиным первый в мире двухцепной висячий мост.

В первом автопробеге по еще недостроенной автодороге «Бийск-Кош-Агач» в 1934 году приняло участие 30 груженых автомобилей ЗИС-5 и 4 легковушки. По воспоминаниям одного из участников ехали с остановками для проведения митингов четверо суток. В то же время в сохранившейся заметке из газеты «Ударник Алтайдорстроя» сообщается, что расстояние «в 600 км с грузом пройдено в 22 часа, и обратно Кош-Агач-Бийск порожняком пройдено в 19 часов». Видимо журналисты высчитали чистое время дороги, без переправ и объездов. Так или иначе, рапорт об успешном досрочном  окончании строительства был сделан осенью 1934 года, к очередной годовщине Октябрьской революции.

В январе 1935 года Чуйский военизированный тракт от Бийска до границы с Монголией был сдан в эксплуатацию. Быстрый рост объёма грузоперевозок потребовал целый ряд серьёзных изменений. И с 1938 года на Чуйском тракте начинается реконструкция. Некоторые участки выпрямляются, расширяются, производится гидроизоляция, ремонт или замена аварийных мостов. Работы не прекращались даже во время войны.

С 20-х годов дорога находилась в ведении Дирекции Чуйского тракта, затем Управления автомобильной дороги Чуйского тракта Гусшосдора МВД СССР, а с 1939 г. - Управления дороги Чуйского тракта Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР. В 1962 году Управлению был передан тракт Новосибирск - Барнаул - Бийск, и с тех пор оно стало носить название Управление дороги «Новосибирск-Бийск-Ташанта». Более 15 лет эту организацию возглавлял Станислав Иванович Крыжановский.

В 1982 году  ответственность за дорогу была возложена на Алтайское краевое производственное объединение строительства и эксплуатации автомобильных дорог «Алтайавтодор». В те годы начался новый этап обновления Чуйского тракта. Например, в 1984 году произведена реконструкция дороги через Чике-Таманский перевал, который находится на отметке в 1295 метров над уровнем моря. Строителям тогда пришлось переместить более 1,5 млн тонн грунта, взорвать около десятка скал. Масштабные работы по реконструкции проводились на всем протяжении. Большое внимание уделялось мостовым сооружениям. Даже в тяжелые для экономики страны 90-е годы работы на Чуйском тракте велись каждый год. Продолжаются они и в новом, 21-ом веке. Одно из значимых событий произошло в 2000 году, когда впервые в истории дороги был введен  в эксплуатацию после реконструкции участок I технической категории с четырьмя полосами движения и разделительной полосой, протяженностью 2,6 км.

В 2004 году для управления Чуйским трактом и другими дорогами федерального значения в границах Алтайского края и Республики Алтай было создано отдельное учреждение ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай». Этим ознаменовалось начало современного этапа совершенствования Чуйского тракта. Старинная дорога постепенно становится четырёхполосной, с современными развязками, пешеходными переходами. Следует отметить, что в последнее десятилетие значительный вклад в реконструкцию дороги вносит ООО «Стройсервис» во главе с Яковом Александровичем Вагнером.

Сейчас на территории Алтайского края федеральная  дорога более чем на 90 процентов соответствует нормативным требованиям. Действующими программами предусмотрено выполнение работ по реконструкции и приведению Чуйского тракта к нормативным требованиям на территории Республики Алтай.

Сегодня автомобильная дорога федерального значения Р-256 «Чуйский тракт» – Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией имеет общую протяженность 963 км и входит в азиатский маршрут АН4. Вдоль дороги расположено большое количество турбаз, кемпингов, гостиниц, поскольку именно по этой трассе едет большинство туристов, направляющихся на отдых в Горный Алтай. Чуйский тракт обеспечивает выход России в Монголию, а также является основной автомагистралью, связывающей три субъекта Российской Федерации: Республику Алтай, Алтайский край и Новосибирскую область.

 

Леонид Хвоинский,

генеральный директор СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ»

Следите за нами
О компании
Всероссийский отраслевой журнал «Строительная Орбита» - один из лидеров российской отраслевой прессы, выходит с 2003 года, является официальным изданием  Российского Союза строителей.
Посредством журнала распространяется положительный опыт  РСС,  региональных союзов и компаний и организаций-членов Союза строителей.
129337, г. Москва, НИУ МГСУ, ул. Ярославское ш., д.26 Б стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена