Главная/Последние новости/Союзы и объединения/А.Ш. Шамузафаров: Сила Российского Союза строителей в прочной связи с регионами
Главная \ Последние новости \ А.Ш. Шамузафаров: Сила Российского Союза строителей в прочной связи с регионами

А.Ш. Шамузафаров: Сила Российского Союза строителей в прочной связи с регионами

← Предыдущая Следующая →

В 2020 году Российский Союз строителей отметит свой 30-летний юбилей. В своё время активное участие в создании этой нужной и важной для строительного комплекса структуры принял А.Ш. Шамузафаров.  

Анвар Шамухамедович – личность легендарная и авторитетная в строительном сообществе. В эксклюзивном интервью нашему изданию Анвар Шамухомедович коснулся многих тем и проблем строительного комплекса современной России.  

- Анвар Шамухамедович, Вас называют главным реформатором строительной отрасли и ЖКХ в стране. Что было сделано в этих сферах экономики под Вашим руководством и с Вашим непосредственным участием?  

- Я оказался на острие событий по выработке государственной политики СССР и России в строительной отрасли, жилищном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в период, начиная с 1988 года, когда власть начала отказываться от роли главного инвестора строительства объектов капитального строительства и монопольного собственника введенных в эксплуатацию объектов недвижимости.  

Будучи архитектором, несмотря на то, что никогда не был членом КПСС , я был переведен на госслужбу в Госкомархитектуры Госстроя СССР из ЦНИИЭП жилища в 1988 году на должность главного специалиста по сейсмостойкому строительству жилья и иных объектов социальной и инженерной инфраструктуры в застройке городов и иных поселений. В качестве именно специалиста был направлен в ранге союзного чиновника и работал в 19881989 годах на восстановлении Ленинакана, Спитака и других городов Армении, пострадавших от землетрясения. Моя виза как чиновника Госкомархитектуры Госстроя СССР на разработанных проектах была единственным документом-согласованием для начала и ведения (на строительных площадках) изыскательских, проектных и строительных работ, которые осуществлялись Минсевзапстроем СССР , Минуралсибстроем СССР , Минюгстроем СССР , Минэнерго СССР , Минжилгражданстроем РС ФСР, Правительством города Москвы, Правительством города Ленинграда, Правительством КазССР, Правительством УзССР, Правительством АрмССР , другими советскими и иностранными организациями.  

Начало работы в органах исполнительной власти СССР с выяснения нормативно-технических, градостроительных, архитектурных, конструктивных, строительно-технологических и эксплуатационных причин катастрофических разрушений зданий и сооружений при землетрясении в городах Армении, которые привели к гибели более 30 тысяч человек и увечьям еще большего числа людей, научило меня тщательно взвешивать возможные последствия любых профессиональных и управленческих действий при осуществлении и регулировании деятельности в строительстве и ЖКХ. 

В это же время, получив право на свободное пересечение закрытой границы между Армянской ССР и Азербайджанской ССР , я обеспечил совместно с двумя коллегами из Минфина СССР (Владимир Мейжуритский) и Минюста СССР (Александр Максимов) подготовку и выпуск в 1990 году Постановления Правительства СССР по денежной компенсации гражданам этих республик, потерявшим свое имущество в результате межнационального конфликта, коснувшегося судеб примерно 450 тысяч беженцев. В этом Постановлении нами были предусмотрены, а Правительством СССР приняты и введены в действие объективно равные подходы при определении размеров компенсационных выплат как для граждан армянской, так и азербайджанской национальности.  

К этому постановлению Правительства СССР в равной степени негативно отнеслись правительства обеих республик, так как они, по моему мнению, не были заинтересованы в урегулировании ситуации и решении проблем пострадавшего населения. В результате на XXVIII съезде КПСС летом 1990 года делегация Армении во главе с Первым секретарем ЦК Компартии Армении Владимиром Мовсисяном, возмущенно сославшись на то, что ≪функционеры из центра определили равную ответственность≫ за происшедшие с беженцами события, объявила о выходе Компартии АрмССР из рядов КПСС , сделав первый шаг к развалу компартии Советского Союза. Эта катастрофа, коснувшаяся судеб оставшихся в живых беженцев – бывших граждан Армянской ССР и Азербайджанской ССР , в разрешении которой мне также пришлось сыграть главенствующую роль, научила меня относиться с обостренным вниманием к проблемам людей, которые могут возникнуть из-за политических, националистических и иных социально безответственных действий или бездействия руководителей различного уровня и масштаба. В 1990-1991 годы уже в качестве руководителя сектора жилищных программ Госкомархитектуры Госстроя СССР я подготовил ≪Целостную систему мер решения жилищной проблемы в СССР ≫ для Председателя Госстроя СССР Валерия Серова, представившего ее Правительству СССР 16 июля 1991 года. Социально выигрышные положения этой программы по развитию индивидуального и кооперативного жилищного строительства, упрощенному порядку выделения для этого земельных участков (при ИЖС в личную собственность населению), а также по существенному оздоровлению ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве СССР (через месяц 19 августа 1991 года) в качестве ≪социальных задач переворота≫ были включены в Программу ГКЧП.  

В мае-июне 1992 года я в качестве замначальника Управления жилищного строительства Минстроя России с первым заместителем Министра Александром Кривовым при поддержке Министра строительства того времени Бориса Фурманова подготовил, включенную в правительственную программу, но уже под руководством Егора Гайдара, два раздела – Жилищная политика (по регулированию жилищного строительства) и Жилищная реформа (по реформированию ЖКХ). Исключительно позитивно повлияло на экономическую ситуацию в стране и тогда, и сегодня принятие (при поддержке Руслана Хасбулатова) 23 декабря 1992 года закона о бесплатной приватизации жилищного фонда, разработанного мною вместе с Николаем Масловым (из Московского Правительства) и доложенного на заседании Верховного Совета РС ФСР Ефимом Басиным взамен действовавшего тогда закона от 1991 года о платной приватизации жилья.  На следующий день, 24 декабря 1992 года, был принят другой важнейший закон – ≪Об основах федеральной жилищной политики≫, разработанный мною совместно с Александром Кривовым. Статью этого закона об обмене жилья тогда написал Павел Крашенинников. 

Этими двумя законами, а также поправленными по нашим предложениям на съезде Верховного Совета РС ФСР 08 декабря 1992 года статьей 12 (о праве граждан на землю) и статьей 58 (о праве граждан на жилище) Конституции РС ФСР, были сняты безумные советские ограничения по возможности свободного привлечения личных средств населения для улучшения собственных жилищных проблем, заложены основы правил выделения земли под жилищное строительство, закреплено понятие частной собственности на землю под индивидуальными жилыми домами, определены состав и содержание градостроительной документации, задействованы меры по оздоровлению ситуации в ЖКХ, введено понятие о кондоминиумах в многоквартирных жилых домах.  

Вскоре Управлением (Департаментом) жилищной политики Госстроя (Минстроя) России под моим руководством была подготовлена и в 1993 году утверждена Правительством России, которое тогда возглавлял Виктор Черномырдин, Государственная целевая программ ≪Жилище≫, в разработке которой принимали участие Давид Ходжаев, Павел Крашенинников, Валерия Сергеева, Александр Кривов, Евгений Сабуров, Надежда Косарева, а также докладывавший эту программу Ефим Басин. Позднее, когда я уже был Председателем Госстроя России, эту программу мы преобразовали в Федеральную целевую программу ≪Жилище≫, которая постоянно развиваясь действует до сегодняшнего дня, обеспечивая жильем различные категории граждан с использованием комплекса финансовых и организационных схем и механизмов.  В декабре 1993 года Президентом России Борисом Ельциным был принят важнейший Указ Президента России ≪О кондоминиумах≫, подготовленный мною с Павлом Крашенинниковым при поддержке Ефима Басина, Егора Гайдара и Анатолия Чубайса, положения которого по управлению общим имуществом в многоквартирных жилых домах затем были включены нами в Гражданский кодекс России, позднее (при поддержке депутатов Валентина Варенникова и Светланы Савицкой) в Закон ≪О товариществах собственников жилья≫, а затем в Жилищный кодекс Российской Федерации. В работе над новым Жилищным кодексом нами были отражены все подходы по формированию жилищного рынка и рыночных отношений между всеми его участниками.  

Вклад в эту работу внесли Павел Крашенинников (тогда и сейчас – председатель Комитета по законодательству Госдумы), Игорь Манылов (сейчас – руководитель Главгосэкспертизы России) и юрист Госстроя России Галина Шешко. Благодаря этой работе в конце 2004 года с участием Виктора Христенко, Сергея Круглика, Надежды Косаревой и Михаила Куликова был принят пакет из 27 федеральных законов, в том числе Жилищный и Градостроительный кодексы.  Мне довелось возглавить работы по формированию системы ипотечного жилищного кредитования в стране. Эта новая для России деятельность осуществлялась при методической поддержке Всемирного Банка, а также мирового лидера ипотеки американского ипотечного агентства Fannie Mae. В этой связи хочу назвать имена своих соратников – Ефима Басина, Андрея Вавилова, Сергея Васильева, Андрея Казьмина, Надежды Косаревой и Руслана Орехова.

Все эти специалисты в то время занимали различные высокие должности в самых разных организациях, но составляли единую команду, усилиями которой (при поддержке Александра Шохина) в июне 1994 года был выпущен Указ Президента России Бориса Ельцина о жилищном кредитовании, анонсировавший механизм развития кредитования жилищного строительства, ипотечного кредитования приобретения жилья, по которому было поручено создать Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Позднее в августе 1996 года Распоряжением Правительства Российской Федерации было объявлено о создании ОАО ≪Агентство по ипотечному жилищному кредитованию≫.  

Сейчас ОАО ≪АИЖК≫ является основой ОАО ≪Дом РФ≫. Этим же распоряжением в августе 1996 года был утвержден состав наблюдательного совета ОАО ≪АИЖК≫, который тогда возглавил Министр строительства Российской Федерации Е.В. Басин. Я, будучи заместителем Министра строительства России, был назначен первым руководителем ОАО ≪АИЖК≫. В 1998 году я сменил Ефима Владимировича Басина на посту председателя наблюдательного совета ОАО ≪АИЖК≫. Под моим руководством АИЖК совместно с крупнейшими коммерческими банками страны обеспечили подготовку организационно-методических документов для широкого запуска программы ипотечного жилищного кредитования. 

В июне 1999 года с этой должности в ОАО ≪АИЖК≫ меня перевели на должность Председателя Госстроя России. В 1999-2002 годах, когда я возглавлял Госстрой России, при моем регулировании с участием Надежды Косаревой, Бэллы Златкис, Владимира Пономарева, а также АИЖК с участием Григория Литвинова, Андрея Сучкова, Анатолия Печатникова совместно с Центральным Банком России были разработаны стандарты процедур оценки платежеспособности заемщиков, а также выдачи, обслуживания и рефинансирования ипотечных кредитов.  Долгосрочные изменения, заданные Госстроем (Минстроем, Минземстроем) России, привели к тому, что сегодня в стране, в которой политическим решением Президента России Владимира Путина от 2018 года было решено продолжать бессрочно бесплатную приватизация жилья, введенную по нашим предложениям, удалось достичь того, что объем жилищного фонда, находящегося в частной собственности, повысился с уровня 27% (до начала реформ в 1988 году) до более чем 92% (по итогам 2019 года). Для отдельных категорий населения, не имеющих возможности оплачивать услуги ЖКХ, по нашим с Ефимом Басиным предложениям в сентябре 1993 года была введена (действующая до настоящего времени) система адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Для отдельных слоев населения 11 декабря 1993 года по нашим с Ефимом Басиным предложениям при поддержке Егора Гайдара была введена Правительством России система субсидий на строительство или приобретение жилья. Позднее в 1997 году на этой основе Указом Президента России Бориса Ельцина при участии Бориса Немцова была введена действующая и сегодня система ГЖС (государственных жилищных сертификатов).  

Под моим руководством была осуществлена реализация целого ряда реформаторских кредитов Всемирного банка в многих десятках городов страны, включая Жилищный займ в размере 400 млн долларов США, Займ по водоснабжению и канализации в размере 125 млн долларов США, Займ по городскому теплоснабжению в размере 85 млн долларов США, финансирование программы АМР США по выводу войск России из прибалтийских республик в размере 165 млн долларов США, а также системы займов Всемирного банка на Реконструкцию Санкт-Петербурга, займа Европейского банка на достройку Петербургской дамбы и другие. 

В частности, при подготовке к проведению 300-летия Санкт-Петербурга и 1000-летия Казани, когда по требованиям Госстроя России под моим руководством, выработанным совместно со Всемирным Банком, были приняты региональные нормативно-правовые акты по обеспечению территорий застройки (за счет заемных средств) инженерной инфраструктурой, разделению этих территорий на земельные лоты и проведению земельных аукционов с приобретением застройщиками прав частной собственности на эту землю, осуществление застройки на этих подготовленных территориях, реализация проектов реконструкции и развития объектов, финансируемых за счет бюджета Российской Федерации.  

Под моим руководством были установлены технические и технологические требования для выполнения задачи, поставленной Президентом России В.В. Путиным, по строительству жилья в трехмесячный срок для жителей г. Ленска и других поселений Якутии, пострадавших от наводнения в мае 2001 года. На основе аналогичных требований нами были выполнены задачи по ликвидации также в трехмесячный срок последствий наводнения на юге России летом 2002 года, когда пострадали около 65 тысяч семей в девяти субъектах Российской Федерации, включая население на территории Краснодарского и Ставропольского краев, а также Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи. Под моим руководством были начаты сложнейшие работы по восстановлению экономики Чеченской республики, для чего при Госстрое России была создана специальная Дирекция под руководством Анатолия Попова, которая отвечала за весь комплекс строительно-восстановительных работ по городской транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуре города Грозного, а также за строительство и восстановление жилья, других социальных и производственных объектов в столице и других поселениях республики. Позднее Анатолий Попов был назначен Председателем Правительства Чеченской Республики. 

Хочу обратить внимание на то, что строительством жилья и других социальных объектов и в целом, и в чрезвычайных обстоятельствах в то время занимался именно Госстрой России, а не МЧС или, тем более, не Минобороны – как это происходит сегодня. И для этого у Госстроя были и силы, и административный ресурс, и необходимый профессиональный авторитет. Мою работу в Госстрое (Минстрое, Минземстрое) России активно поддерживали Президент России Борис Ельцин, председатели Правительства России Егор Гайдар, а позже Виктор Черномырдин, который (с участием Анатолия Чубайса) по просьбе Бориса Ельцина безуспешно убеждали меня в 1997 году стать заместителем Председателя Правительства России. Меня поддерживали также и Сергей Кириенко, и Сергей Степашин, а затем и Владимир Путин.  Эта последовательная многолетняя поддержка со стороны политического руководства страны и обеспечила возможность осуществления изменений в отрасли строительства и ЖКХ, а также в регулировании градостроительной деятельности. Импульс изменений, связанных со стимулированием активности населения по улучшению за счет собственных средств условий проживания, заданных Госстроем (Минстроем, Минземстроем) России, позволил осуществить структурный маневр и восстановить за счет частных инвестиций объемы жилищного строительства в условиях, когда государство, финансировавшее в 1987-1988 годах на 75% долю жилищного строительства, фактически бросило финансирование этой сферы и довело долю своего участия (вместе с муниципалитетами) по итогам 2019 года до 2,6%. 

Долгосрочные последовательные и системные изменения сформировали жилищное строительство как самофинансируемую систему, а ЖКХ – как самоокупаемую систему, в которых применяются перечисленные выше механизмы адресной помощи отдельным категориям населения при строительстве и приобретении жилья, а также при оплате услуг ЖКХ.  В результате этого в стране в настоящее время именно рынок жилья является наиболее развитым и эффективным, а население ежегодно вносит в экономику страны средства в объеме до 8,0 8,5 трлн рублей, оплачивая на 97% покупку построенного жилья и на 86% предоставленные услуги ЖКХ.  

- Как Вы оцениваете ситуацию в сфере строительства, сложившуюся из-за пандемии, а также меры, предпринятые государством для поддержки отрасли?  

- Представляется, что по итогам года нас ожидает незначительное снижение объемов выполненных работ по виду деятельности ≪Строительство≫ на уровне нескольких процентов. При этом общий объем ввода готового жилья может сохраниться на уровне 2019 года, в основном вследствие роста объемов индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС ). Планируется сохранить или даже несколько превысить показатели по строительству и ремонту дорог. Беспокойство вызывает возможное снижение спроса на 8-10% на готовое жилье в многоквартирных домах (далее – МКД) в текущем году. Это связано со снижением уровня доходов населения. Предпринимаемые государством меры по поддержке платежеспособного спроса смогут частично компенсировать этот спад. Кроме того, в течение пандемии подтвердился тезис: чем выше плотность застройки и выше скученность населения в городах или в зданиях, помещениях и иных пространствах, тем больше число пострадавших. Пребывание в самоизоляции при пандемии в малых городских квартирах в плотной многоэтажной застройке ведет к росту доли населения, предпочитающего иметь дом ИЖС .  

- Каково Ваше мнение о Стратегии развития строительной отрасли страны, предлагаемой Минстроем России? Какие изменения Вы и РСС предложили внести в этот документ? В чем их суть? Какие ориентиры должна содержать Стратегия?  

- В ходе разработки проекта ≪Стратегии развития строительной отрасти и ЖКХ до 2035 года≫ у нас сложились деловые контакты с заместителем Министра строительстваи ЖКХ Дмитрием Волковым и первым заместителем Министра строительства и ЖКХ Иреком Файзуллиным, президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым и президентом НОПРИЗ Михаилом Посохиным, а также президентом РСС Владимиром Яковлевым.

Надеюсь, что это профессиональное сотрудничество будет продолжаться и впредь. Приход к руководству строительным комплексом профессионалов внушает определенный оптимизм, в том числе и то, что курирующим строительство вице-премьером назначен знающий отрасль Марат Хуснуллин. Стратегия Минстроя России, так же как и все ее предшествующие версии, были рассмотрены РСС с привлечением высокопрофессиональных экспертов.

По нашему мнению, представленный документ содержит методологические недостатки, не выявляет структурные проблемы экономики и не учитывает важнейшие направления развития, влияющие на строительную отрасль и ЖКХ. 

 

Полную версию интервью читайте в журнале "Строительная Орбита" №7 2020

Теги: российский союз строителей РСС
Следите за нами
О компании
Всероссийский отраслевой журнал «Строительная Орбита» - один из лидеров российской отраслевой прессы, выходит с 2003 года, является официальным изданием  Российского Союза строителей.
Посредством журнала распространяется положительный опыт  РСС,  региональных союзов и компаний и организаций-членов Союза строителей.
129337, г. Москва, НИУ МГСУ, ул. Ярославское ш., д.26 Б стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена