Состоявшееся расширенное заседание коллегии Министерства развития регионов показало , насколько серьезно и глобально ставится в России вопрос обеспечения граждан страны доступным жильем.
Открыл заседание министр Минрегиона В.А.Яковлев, с докладом выступил руководитель Федерального агентства С.И.Круглик, который в частности отметил:
Стратегической целью государственной жилищной политики в России является:
- создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения;
- создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка;
- обеспечение доступа на жилищный рынок различных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания граждан России в число приоритетных национальных проектов, наряду с развитием образования, здравоохранения и села, определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.
Не останавливаясь подробно на ситуации в жилищной сфере, отмечу лишь, что на сегодня:
- создана институциональная база рынка жилья - более 70% жилья находится в частной собственности; ежегодно у 3% жилья меняется собственник; более 90% строительных организаций являются частными компаниями;
- начиная с 2001 г. происходит увеличение объемов ввода жилья, по сравнению с предыдущим годом прирост составил в 2003 г - 9,3%, в 2004 г. - 13%;
- существенно увеличился объем индивидуального жилищного строительства, его доля в общем объеме ввода жилья в 2004 г. составила 39,4%.
Вместе с тем:
- в очереди на улучшение жилищных условий стоят порядка 4,5 млн. семей;
- по отношению к 1,2 млн. семей государство имеет установленные законодательством обязательства по обеспечению жильем;
- среднее время ожидания в очереди составляет 15-20 лет.
- почти 2/3 россиян не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии;
- общий объем жилищного строительства в 2004 г. составил 41,2 млн. кв. м, что в 1,5 раза меньше, чем в 1990 г.;
В настоящее время сформирована законодательная база в жилищной сфере. Созданы правовые условия для:
- развития института долгосрочного жилищного кредитования;
- увеличения объемов жилищного строительства;
- повышения эффективности функционирования рынка жилья.
Следующим шагом на пути достижения поставленной стратегической цели должна стать практическая реализации Концепции приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
Целью приоритетного Национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.
Для достижения поставленной цели деятельность всех ветвей власти должна быть сконцентрирована на решении следующих основных задач:
- увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
- приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества;
- обеспечение доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом и социальными стандартами.
Главным организационно-финансовым механизмом реализации Концепции Национального проекта является федеральная целевая программа «Жилище» и входящие в ее состав подпрограммы.
Важной особенностью новой Программы является ее сбалансированность с точки зрения федеральной поддержки и стимулирования не только спроса, но и предложения на рынке жилья
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Для достижения этой цели уточнены основные задачи Программы, которые необходимо решить в рамках ее реализации до 2010 года.
Решение указанных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий, предусмотренных, по четырем основным направлениям:
· развитие жилищного строительства;
· совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
· предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
· развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья.
году.
Расходы федерального бюджета в 2006-2007 гг. должны быть направлены на предоставление дополнительных государственных гарантий по заимствованиям Агентства в размере 30 млрд. руб. и увеличение уставного капитала АИЖК на 8,2 млрд. руб.
Росстрой рассчитывает на поддержку Минфина России в том, чтобы при внесении поправок в бюджет 2006 года средства на поддержку системы рефинансирования ипотечных кредитов будут направлены целевым назначением Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, 100% акций которого находятся в государственной собственности под контролем Наблюдательного совета, полностью состоящего из представителей государства.
За период 2006-2007 гг. 446 тыс. семей воспользуются ипотечными кредитами для улучшения жилищных условий, а за период 2006-2010 гг. - более 1,4 млн. семей.
В 2007 г. объем выданных кредитов составит 151 млрд. руб., что в 7,6 раза больше по сравнению с 2004 г., а в 2010 г. - 415 млрд. руб., то есть в 20 раз больше.
· Общий объем финансирования проекта Программы в 2006-2010 годах составляет около 640 млрд. руб. - в 6 раз больше, чем в действующей Программе.
Государственная поддержка развития рынка доступного жилья осуществляется не только за счет бюджетных ассигнований в рамках Программы «Жилище», но и путем совершенствования нормативной правовой и методической базы.
Поэтому неотъемлемой частью Концепции Национального проекта является перечень нормативных правовых и методических документов по формированию рынка доступного жилья, включающий 211 наименований, в том числе 28 новых законопроектов и 66 проектов постановлений Правительства Российской Федерации.
Разработка, согласование и представление на утверждение в Правительство Российской Федерации проекта новой федеральной целевой программы «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм, а также подготовка нормативных правовых и методических документов потребует слаженной совместной работы Минрегиона России и Росстроя, во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, многими министерствами и ведомствами, депутатами Государственной Думы.
Подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации перечень нормативных правовых и методических документов по формированию рынка доступного жилья.
В плане-графике реализации Национального проекта предложены весьма жесткие сроки, которые порой нарушают принятый Регламент. Но если отступить от них, то будут сорваны сроки выполнения задач, поставленных Президентом России и Председателем Правительства Российской Федерации.
На расширенном заседании коллегии Минрегиона выступили В.Н.Забелин, президент Российского Союза строителей , а так же руководители крупных строительных компаний, бизнес-элита строительного комплекса. Подвел итоги заседания премьер-министр М. Фрадков, который в частности сказал:
- В докладе Сергея Круглика, а он был достаточно убедительным, очевидно отсутствует упор только на спрос на квартиры. И слава Богу. Я вспоминаю, что полтора года назад, когда я только пришел в Правительство, на совещании по проблемам стройиндустрии только о спросе и говорили. Все выступавшие, помню, убедительно настаивали на том, что все определяет спрос и именно он способен вытащить из кризиса и строительную индустрию, и регионы. Сейчас благодаря усилию экспертов и специалистов, которые непосредственно занимаются проблемами строительства, мы начали понимать, что на самом деле за этим стоит.
И очень важно, что публично обсуждается вопрос, связанный с поборами при землеотводе и строительстве. Без легализации этой проблемы невозможно решить ее в законодательном порядке. Мы обязаны с вами под руководством Министерства регионального развития, Росстроя сделать максимальный шаг в этом направлении.
Я хочу сказать о том, что ощущается дефицит профессионализма при подготовке и принятии решений. К сожалению, мы утратили профессионализм - это результат многих обстоятельств. Но сейчас, когда перед нами стоит проблема решения тех или иных конкретных вопросов, проблема выхода в регионы, когда нам необходимо опуститься, так сказать, на землю, в прямом и переносном значении этого слова, - для решения всех этих проблем нам нужны специалисты.
В этом смысле мы нуждаемся в помощи Союза строителей, экспертного сообщества, может быть, иных организаций. Они должны принимать активное участие в решении этих вопросов. Подчеркиваю: мы переходим от слов к делу. Может быть, мы дадим переоценку некоторым сюжетам, связанным с проведением госэкспертизы, подготовкой инженерной инфраструктуры и т.д. Мы должны четко установить, кто и на каком уровне должен отвечать за их проведение, за финансирование и т.д.
В самое ближайшее время, я уверен, мы столкнемся с проблемой землеустройства. Вы должны ответить на вопрос: по силам ли одному ведомству охватить весь этот комплекс вопросов? Работники сельского хозяйства ставят сейчас вопросы землеустройства, потому что от их решения непосредственно зависит инвестиционная привлекательность сельского хозяйства. С этими же вопросами, я уверен, обязательно столкнутся и строители, как только они будут расширять «пятна застройки». Вот почему их нужно решать.
Мы сейчас пытаемся переломить ситуацию, стараемся работать на опережение. Если в области строительства не проявим системный подход, не составим сетевой график, не предусмотрим источники финансирования и т.д., то станем заложниками или спекулянтов или шабашников, а мы все хотим избавиться от них. Сегодня этот вопрос становится предметом общественного внимания. Да и вообще общество сегодня публично контролирует, отслеживает все то, что Правительство делает в реальном секторе экономики. Люди ждут от нас конкретных, правильных решений.
вернуться к списку статей
|