Листая страницы журнала

Окончание, Начало в № 6 2005г...

29-30 июня в Москве прошла конференция ''Доступное жильё для россиян: перспективы''. Её подготовили и провели совместно Министерство регионального развития РФ с Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Конференция проходила в киноконцертном зале ''Президент-отеля''.
Сюда съехались представители министерств и ведомств, главы субъектов федерации, руководители крупнейших строительных, коммунальных, проектных и изыскательских организаций, эксперты-аналитики, представители банков и инвестиционных компаний из 81-го региона России.
Основная цель мероприятия - информационная поддержка хода реализации реформы строительного и жилищно-коммунального комплексов России.
Конференция стала конструктивным откликом на задачу, поставленную Президентом В.В.Путиным на одном из последних заседаний Президиума Госсовета: «Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильем. Это по-прежнему очень болезненный вопрос для большинства людей в России».
Пленарное заседание открыл министр регионального развития РФ Владимир Яковлев.
Перед участниками форума были поставлены ключевые вопросы: снижение административных барьеров; развитие институтов долгосрочного жилищного финансирования граждан, в частности, механизмов ипотечного кредитования и участия граждан в долевом строительстве жилья; формирование механизмов государственно-частного партнёрства в отрасли.

Светлана Орлова,
заместитель председателя Совета
Федерации

Светлана Орлова, заместитель председателя Совета Федерации, выступая на конференции, отметила, что этот вопрос стоит во главе угла, потому что казалось, что блок законов-26 будет принят, и завтра все сдвинется с места. Но, увы, с места очень многое не сдвинулось, потому что ряд механизмов и очень серьезных, не отработан. Эта тема всем близка, и известна. Какие позиции мы считаем нужно сегодня отработать?
Первая, очень важная позиция и мы к ней медленно, но верно движемся, и в частности Совет Федерации дважды этот вопрос ставил перед Президентом России, на коллегии министерства экономического развития, на коллегии министерства финансов- 1 миллиард 300 - на ветхое жилье в России при нынешнем профиците бюджета - это серьезно. Поэтому мы предлагаем, и будем работать очень последовательно в этом плане, у нас будет нулевое чтение бюджета (11 июля в Совете Федерации) - ожидается увеличение этой программы на очень приличную сумму. Государство должно показать правило игры. Общая сумма федеральной адресной программы- 63 миллиарда. А если - с Министерствами и ведомствами- то это 300 миллиардов. Потому что если государство не покажет правило игры, никакой инвестор надолго не придет, никакой банк надолго со своими деньгами не придет. Хотя считаю, что банковский сектор, судя по выступлениям на совещании, которое было организовано ассоциацией банков, активно готовится к кредитованию. Поэтому для того, чтобы нам достичь показателя по программам министерства экономического развития к 2007 году, что у нас население 1 миллион аккредитуется по ипотеке, мы должны работать еще и с банковским сектором. Если говорить о налоговых конференциях - Государственная Дума приняла налог на прибыль, потому что сегодня очень много нового в строительстве, технологии движутся вперед, технологии должны быть качественными, мы живем, как оказалось, в очень хрупком мире и все эти вопросы мы должны поднимать. Но только правительство забыло одну маленькую деталь и Государственная Дума ее пропустила, что есть налог на прибыль в доли регионов и муниципалитетов и 29 миллиардов от этой поправки теряют регионы. Поэтому при принятии бюджета 2006 мы прописали постановление Совета Федерации, чтобы обязательно регионам эти источники вернулись. Не могу не сказать несколько слов по ипотечному кредитованию. Мы много проводили консультаций, договорились, что на 70 миллионов увеличивается уставной капитал агентства и считаю, что оно должно быть более активным, потому что ипотечные бумаги нужно заработать и население должно поверить, что на ипотечном рынке есть хорошие бумаги, и эти бумаги - ипотечные, потому что весь блок законодательства для этого сегодня принят, потому что население, как держало деньги в своих кубышках, так и будет держать, потому что оно не так эффективно сегодня доверяет банкам, и мы это знаем. Возьмите любой консолидированный бюджет региона - такая же сумма в этом регионе у людей на руках. Что касается налога на добавленную стоимость по капитальному строительству. Я думаю, что многие помнят, в 1997 году у нас такая льгота была, и это дало возможность сегодня движения на этом рынке. Вместе с тем сегодня Государственной Думой вопрос этот рассматривается, и Совет Федерации его поддержит. Мы утвердили закон, касающийся лицензирования. Были споры по этому закону - 2000 видов лицензирования, мы подавали поправку в Совет Федерации, часть поправки нашей было учтено. Мы предлагали сделать равные правила игры для технических регламентов, Министерство экономического развития считает, что эта норма позволит очень эффективно сработать на этом рынке, но посмотрим. По крайней мере, Совет Федерации закон принял, мы поддержали в этом правительство, считаем, что чем меньше будет чиновничьих барьеров, тем эффективнее это скажется на увеличении качества строительства жилья. Если будут какие-то проблемы, то я думаю, мы вернемся к этому вопросу.
Сейчас должно выйти около 170 правовых документов, я хочу доложить, что Совет Федерации принял принципиальное решение- больше ни одного закона, если не будут представлены нормативно-правовые документы, Совет Федерации утверждать не будет, потому что очень важно его прорабатывать и советоваться со специалистами , потому что когда закон выходит- это должен быть выверенный, конечный результат нашего труда, а получается - вышел закон и сразу возникла проблема. Понятно, что это непросто, что мы только 12 лет занимаемся законодательством, и оно сегодня страдает, хотя оно должно разрабатываться очень качественно.
Бюджет 2006 года должен быть социально ориентирован на человека, как ориентировано социально на человека послание Президента Российской Федерации. Чтобы 40 миллионов россиян хотя бы к 2010 году почувствовали, что на этом рынке есть результат, потому что жилье и квартиры, это не только социальные гарантии, это условия устойчивого развития любого региона России

Петраков Анатолий,
заместитель руководителя Департамента градостроительной политики

Анатолий Петраков заместитель руководителя Департамента градостроительной политики рассказал, что вопрос обеспечения населения недорогим, качественным жильем находится в центре внимания Правительства Москвы, Московской городской Думы и под личным контролем мэра Москвы Ю.М. Лужкова. В настоящее время инвестиционно-строительным комплексом города выполняется целый ряд стратегических целевых программ строительства, реконструкции жилого фонда, разработанных и утвержденных Правительством Москвы, создаются механизмы реализации городской жилищной политики. Она сегодня имеет такие результаты. Ежегодно в столице строятся от 4, 5 миллионов до 5 миллионов кв. метров жилья. Из них более 1, 6 миллиона кв.м. вводятся в строй в соответствии с различными городскими программами для предоставления жителям столицы бесплатно. Решения мэра Москвы и Московской Думы даже в самые экономически сложные периоды составлялась очередь на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сейчас по итогам 2004 года 400 тысяч кв.м. жилья получили очередники. Программа «Молодой семье - доступное жилье» ежегодно отводится инвестиции на 200 тысяч кв.м. жилья и под переселение граждан из пятиэтажек и ветхого фонда- 600 тысяч кв.м. Более полутора миллиарда рублей бюджетных средств выделяется ежегодно для предоставления очередникам безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.
Выполняется программа поэтапной ликвидации коммунального заселения в жилищном фонде и к 2008 году планируется ее увеличить и довести до 7,5 тысяч квартир в год. С помощью всех этих программ только в 2004 году свои жилищные условия улучшили более 35 тысяч московских семей.
По программе поэтапной ликвидации коммунального заселения только за последние пять лет переселено более 41 тысячи семей, в рамках программы «Молодой семье - доступное жилье» в течение 2003-5 гг. построено 600 тысяч кв.м. жилья и получили жилье 12 тысяч молодых семей.
Реализация этих городских программ будет продолжена в дальнейшем , они станут составными частями и подпрограммами целевой программы жилищного строительства в г. Москве на период 2006-8 гг. и заданиями на 2010 год, разработка этой программы у нас завершается, в ближайшее время она будет рассмотрена Правительством г. Москвы и вынесена на рассмотрение московской городской Думы. Проект Целевой программы направлен на решение следующих задач - развитие жилищного строительства в столице, увеличение темпов строительства, привлечение собственных и кредитных т средств граждан, стоящих на учете на улучшение жилищных условий. Для строительства бесплатного жилья малоимущим гражданам планируется осуществить проектирование домов с низкой стоимостью строительств аи эксплуатации и потребления коммунальных услуг с площадью однокомнатных квартир - 30 кв.м., 3-х комнатных- 72 кв.м., рассмотреть возможность размещения в таких домах пунктов оказания социальной помощи малоимущему населению. Вы знаете городскую программу «Шаговая доступность»
Построенная для реализации гражданам по договору купли - продажи с рассрочкой платежа жилье должно выгодно отличаться от бесплатного жилья. Потребительские характеристики домов, построенных с использованием ипотечных кредитов должны быть наиболее привлекательны для москвичей и служить стимулом для спроса и приобретения.
Для решения программы доступного жилья необходимо совершенствование механизма кредитования, самый массовый и реальный механизм - это конечно, ипотечное кредитование, в том числе накопительные схемы, судосберегательные кассы.
Особенность решения проблем обеспечения граждан жильем имеет в столице свой, особый ракурс, который в значительной степени обусловлен тем, что здесь существуют большие «ножницы» между строительной себестоимостью и продажной стоимостью на рынке, но, тем не менее, платежеспособный спрос населения все-таки растет больше, чем предложения. В столице предполагается увеличить в этом году количество ипотечных кредитов на 1 тысячу, за первое полугодие этого года банковские организации зарегистрировали более 2- тысяч ипотечных кредитов. Конечно, это очень мало, поэтому правительство Москвы планирует оказывать серьезную бюджетную поддержку ипотеке, создавать так называемую социальную ипотеку.
Для успешного развития ипотеки в столице необходимо выйти на показатели - стоимость квадратного метра не более 500 у.е., первый взнос за квартиру максимум 20 процентов. Сложность решения задач повышение платежеспособного спроса на жилье и рост объемов строительства доступного и комфортного жилья обусловлены еще и тем, что по рыночным меркам, одними командными мерами эту проблему решить нельзя, необходимо комбинировать усилия. Учитывая сложившуюся практику точечной застройки, которая позволяет максимально выгодно использовать имеющиеся ресурсы, Правительство Москвы приняло среднесрочную программу капитального ремонта, модернизации, реконструкции, инновации зданий и сооружений. Эта программа представляет комплекс мероприятий. Объектом данной программы является не отдельное здание, а территория застройки, квартал или микрорайон, включая жилой и нежилой фонды, социальные, инженерные инфраструктуры, дороги, проезды и т.д. В рамках этой программы Департаментом строительства г. Москвы совместно с Москомархитектурой и префектурами административных округов был подготовлен список первоочередных объектов по принципу наличия инвестиционных составляющих. Эта программа рассчитана не на бюджетное финансирование, а на привлечение инвестиций. Вы знаете, что сегодня все площадки, все инвесторы получают только на открытых аукционах. Все средства с аукционов, а это более 120 миллионов долларов направляются на строительство доступного и комфортного жилья. Вот результаты открытого аукциона в декабре месяце в Кузьминках, который предусматривает комплексную реконструкцию, был проведен аукцион, стартовые условия были - 2 миллиона долларов, (100 тысяч - компенсация городу за инженерную, социальную инфраструктуру), остановились на 19 миллионах - вот так сегодня идет борьба у инвесторов за такого рода строительство. И проведя только два конкурса мы получили 19 миллионов долларов в бюджет города, это солидная сумма и по решению правительства эти деньги идут на поддержку жилищного строительства.
214 Федеральный Закон осложнил строителям работу. Государственное регулирование, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим законом, Уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти. Этого органа до сих пор не создано, так до сих пор этот закон по этому направлению выполняться не может, не созданы соответствующие структурные подразделения для осуществления функций по формированию сведений об объектах, договорах и лицах - участниках долевого строительства в Едином Государственном реестре. Учитывая, что обеспечение закона в полном объеме потребует дополнительного финансирования, займет много времени, считаем необходимым вступить с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ с проектом закона о введении в действие Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», в данном проекте закона необходимо предусмотреть поэтапное вступление в силу закона «Об участии в долевом строительстве...», т.е. по принципу вступления в действие Градостроительного Кодекса.
В ходе пленарных заседаний выступали: руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости М.В. Мишустин; первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы А.И. Петраков; заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ О.Г. Бежаев; министр строительства, архитектуры и ЖКХ республики Татарстан М.Ш. Хуснуллин и другие участники форума.
В течение двух дней проведения конференции делегаты приняли участие в работе секций и круглых столов по наиболее важным тематическим направлениям: ''СМИ и жилищная реформа'', ''Административные проблемы в строительстве'', ''Проблемы финансирования в строительстве'', ''Проблемы перехода на новый Градостроительный кодекс'', ''Вопросы правоприменительной практики в строительстве'', ''Проблемы реформирования и модернизации ЖКХ'', ''Информационные технологии как средство повышения инвестиционной привлекательности предприятий сферы ЖКХ'', ''Управление жилыми многоквартирными домами'', ''ЖКХ как бизнес-среда'', ''Спорные вопросы налогообложения в сфере ЖКХ''.
По результатам конференции Росстрой-2005, участниками форума была принята итоговая резолюция.

вернуться к списку статей


назад